Особенности оценки бизнеса
Оценка бизнеса — это очень актуальная тема, которая постоянно вызывает большое количество дискуссий среди специалистов. Именно в этом оценочном сегменте, по их мнению, допускаются наиболее серьезные ошибки. К тому же важность грамотно проведенной оценки бизнеса обусловлена тем, что на ее основе ее результатов многие руководители принимают управленческие решения. В связи с этим нужно внимательно относиться к выбору оценщика, которому вы доверите оценку своего бизнеса.
Современные принципы оценки бизнеса были заложены в Америке в 20-х годах. Во время сухого закона многие фабрики, производившие алкогольную продукцию, были удостоены права на налоговые льготы от государства – вроде как за «нанесенный ущерб». Разумеется, все фирмы разные, и размеры льгот для всех нужно было установить различные, обосновав это по закону. Вот тут-то государству и понадобилась такая услуга, как оценка бизнеса предприятия. В ту пору были введены такие термины, как неосязаемая (нематериальная) стоимость бизнеса, а также стоимость деловой репутации или «гудвилл» (при этом происходила оценка нематериальных активов бизнеса).
В нашу Компанию достаточно часто обращаются руководители и собственники организаций, которым необходима оценка бизнеса. Поэтому мы отчетливо понимаем, что грамотная оценка бизнеса сегодня полезна для любого предприятия, которое заботится о прибыльности и хороших перспективах для роста в своем сегменте рынка.
Как это ни удивительно, но очень многие предприниматели даже не представляют, сколько реально может стоить их бизнес. Кроме того, мы сталкиваемся с тем, что некоторые руководители ведут свой бизнес без должного анализа и управления финансовыми потоками, особенно заемными.
Оценка бизнеса способствует тому, чтобы фирма нашла свою нишу на рынке и смогла удержаться за счет грамотного управления денежными потоками. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) занимается и тем, что выявляет текущее финансовое состояние компании, ставит некий внутренний «диагноз», к которому обязательно нужно прислушиваться, дабы прибегнуть к правильным методам лечения или профилактики бизнеса. Если вы будете осознавать факторы, учитывающиеся при оценке бизнеса, это осознание наверняка принесет вам ощутимые дивиденды и подскажет пути к увеличению прибыльности вашей фирмы в ближайшем и дальнейшем будущем.
Это помогает лучше ориентироваться в своем сегменте, знать о том, как обстоят дела у коллег и конкурентов, а также о том, чего требуют потребители. Предупрежден, значит, вооружен.
Не секрет, что каждый бизнес индивидуален. И оценка предприятия, как работающей бизнес-единицы, вернее, подход к ней должна быть индивидуальна.
В первую очередь необходимо провести серьезный анализ, который покажет какими темпами развивается отрасль, предприятие, какова конкурентная среда и т.п.
При анализе работы предприятия необходимо помнить не только об «элементарных» вещах, таких как активы и обязательства. При оценке бизнеса предприятия обязательно должна учитываться совокупность факторов. К ним относятся:
- нематериальные активы компании (зарегистрированный торговый знак, наличие лицензий, баз данных и многое, многое другое, что может считаться НМА предприятия и приносит ему дополнительную доходность);
- активы, не учтенные на балансе предприятия и т.п.;
- корректно составленные денежные потоки, которые опираются на результаты финансового анализа предприятия, анализа отрасли и конкурентной среды.
Все это может значительно повлиять на конечные результаты оценки. Важно быть осведомленным не только в сфере внутренних показателей доходов и убытков конкретной фирмы, но и в экономической ситуации региона и страны. К сожалению, многие оценщики поверхностно относятся к оценке бизнеса и не учитывают специфики оцениваемой организации.
По данным Совета «РОО» («РОО» — «Российской общество оценщиков»), через который постоянно проходят экспертизы отчетов по оценке бизнеса, больше половины заключений — отрицательные. Этот факт объясняется тем, что собственники бизнеса или руководители компаний стремятся минимизировать затраты и нанимают оценщиков, которые не имеют необходимого опыта работы. А неопытные оценщики, в свою очередь, переоценивают свои силы. Хотя, есть выход из этой ситуации. Можно работать в паре со специалистом, который имеет успешный опыт работы в оценке. Да, конечно, гонораром придется поделиться, но зато и много знаний можно приобрести (вы учитесь, а вам платят).
Но если говорить об основных ошибках, с которыми приходится встречаться в отчетах по оценке бизнеса, то однозначно можно сказать, что их причина — это некачественная проработка исходных данных для расчетов и обоснование расчетов. В результате этого, например, данные прогнозирования денежных потоков могут противоречить результатам финансового анализа. Или, что тоже является довольно частой ошибкой, отсутствует анализ структуры поставщиков и покупателей (отсутствие зависимости от какого-то одного поставщика и покупателя), анализ структуры себестоимости, анализ структуры производимой продукции и т.д. Очень часто забывают, что активы предприятия не ограничиваются данными отраженными в бухгалтерской отчетности, есть еще забалансовые счета или активы не отраженные в балансе, например договоры аренды земельных участков. Есть нематериальные активы, за счет которых предприятие получает дополнительные доходы, например «контрактный НМА», когда предприятие получает дополнительных доход за счет созданных льготных (относительно рынка) условий – таких как, съем в аренду помещений по ставке аренды ниже рыночной.
Добросовестный сбор информации и последующий анализ, особенно по крупным предприятиям, занимает огромное количество времени, и это очень серьезный труд. Он не может дешево оцениваться.
Над такими проектами в нашей Компании работает команда специалистов порядка 2-х месяцев.
Уважаемые заказчики, выбирая оценщика, который будет давать оценку вашему бизнесу, знайте, что это не может стоить меньше 30-ти тысяч рублей.
Даже если вам нужна «только бумага» для получения кредита, знайте, что непрофессиональный отчет навряд ли пройдет экспертизу.