ООО-собственник ряда нежилых помещений обратилось в суд насчет установления их кадастровой стоимости, равной рыночной по состоянию на 1 января 2016 года, определённой по результатам судебной оценочной экспертизы без учёта НДС. Причина обращения в суд – завышение показателя по результатам кадастровой оценки (которое, к тому же, не признала комиссия), что влечет повышенное налогообложение.
Суд первой инстанции, а затем и коллегия апелляционного суда установили кадастровую стоимость помещений в размере, соответствующем их рыночной стоимости с учетом НДС. Суды пришли к выводу, что уплата НДС и налога на имущество не влечет за собой двойного налогообложения, как полагает истец, поскольку уплаты эти относится к различным периодам владения объектом. Налог на имущество платится во время владения объектом и его эксплуатации, а НДС — лишь в случае отчуждения объекта.
ООО обратилось в ВС. Коллегия ВС в кассационном определении от 9 августа 2018 г. N 5-КГ18-96 отменила решения, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Действительно, имущество и реализация товаров (работ, услуг) являются самостоятельными объектами налогообложения, в отношении каждого из которых законом предусмотрен определённый налог. В статье 3 закона об оценочной деятельности рыночная стоимость объекта оценки определяется через наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчуждён при его реализации. Однако само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимости без реализации этого имущества не образует объект обложения НДС. Такой объект налогообложения возникает лишь при реализации этого имущества. Следовательно, согласно выводам коллегии ВС, установление судом кадастровой стоимости недвижимости в размере, равном рыночной стоимости с учетом НДС, не может быть признано законным.