Организации не грозит штраф за несвоевременное перечисление налога в бюджет или другую ошибку, если она успела исправить ее до того, как нарушение обнаружили налоговики. К такому выводу пришел Конституционный Суд, рассматривая жалобу налогоплательщика на положения Налогового кодекса.
Конституционный Суд РФ вынес постановление от 06.02.2018 N 6-П по жалобе открытого акционерного общества на несоответствие нормам Конституции РФ ряда статей Налогового кодекса РФ:
статью 81 НК РФ в части привлечения налогоплательщика к ответственности при подаче уточненной декларации;
статью 123 НК РФ в части назначения штрафа за несвоевременное перечисление налога в бюджет.
Судьи признали оспариваемые нормы конституционными и не нарушающими права налогоплательщиков, однако дали толкование нормам НК РФ об освобождении от ответственности за несвоевременную уплату налогов.
КС РФ напомнил, что нормами действующего налогового законодательства предусмотрено освобождение налогоплательщика от ответственности, если он, в частности, исполнил следующие требования:
- подал уточненную декларацию (расчет) по нормам статьи 81 НК РФ до того момента, как узнал о том, что орган ФНС выявил нарушение или назначил выездную проверку;
- погасил возникшую недоимку и пеню по ней до подачи уточненки.
То есть до представления новой отчетности налоговый агент по НДФЛ в спорной ситуации не мог выполнить одно из перечисленных условий — подать уточненную декларацию. Однако организация перечислила недоплаченный налог и пеню за просрочку сразу же, как выявила допущенную ошибку. Но ее все равно оштрафовали, и суды оставили решение ФНС о назначении наказания в силе. Проверяющие из ФНС часто пользуются такими ситуациями и назначают организациям-работодателям штрафы за несвоевременное перечисление НДФЛ. Такую позицию о привлечении налоговых агентов к ответственности высказывал Минфин России в своем письме от 16.02.2015 N 03-02-07/1/6889. Однако КС РФ постановил, что привлекать к ответственности в такой ситуации налогового агента нельзя. Судьи указали, что, если организация допустила несвоевременное перечисление налога в бюджет непреднамеренно, а причиной задержки платежа стала, например, техническая ошибка, назначать штраф налоговики не имеют права. В том случае, конечно, если налогоплательщик обнаружил и исправил ошибку до их проверки. В тексте постановления, в частности, сказано:
"Принимая во внимание расхождения в понимании положений пункта 4 статьи 81 и статьи 123 Налогового кодекса РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций, выраженных в том числе в настоящем Постановлении, приходит к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате налога на доходы физических лиц, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки, притом что отсутствуют доказательства, указывающие на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки)."
Позиция КС РФ, высказанная про НДФЛ, в равной степени может быть отнесена и к другим налогам, сборам и страховым взносам. Ведь статьи 81 НК РФ и 123 НК РФ, толкование которых сделал КС РФ, относятся в равной степени ко всем налоговым платежам. То есть правильно составленный отчет и отсутствие необходимости подавать уточненку больше не должно влиять на освобождение от штрафа налогоплательщиков, которые самостоятельно устранили нарушение до начала действий со стороны ФНС.
Источник: http://ppt.ru/news/