С какого момента следует признавать измененной кадастровую стоимость участка для целей налогообложения при смене вида его разрешенного использования, решал Высший Арбитражный Суд.
В конце года общество обратилось в управление Росреестра с целью изменения вида разрешенного использования нескольких участков. Решения об учете изменений объекта недвижимости, в соответствии с которыми был изменен вид разрешенного использования, были приняты до 1 января. Однако новая кадастровая стоимость участков была рассчитана только в феврале и апреле. При расчете земельного налога за 1 квартал общество использовало новую кадастровую стоимость этих участков. Однако налоговая инспекция сочла такой подход неправомерным и доначислила обществу земельный налог за 1 квартал.
Суды с первой по третью инстанции были солидарны с налоговиками. Однако ВАС, рассматривая вчера дело № А27-16582/2010, отменил решения нижестоящих судебных инстанций, а заодно и налогового органа.
"Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений", - говорится в определении ВАС по этому делу.
Все данные, необходимые для расчета кадастровой стоимости участков после изменения их вида разрешенного использования были известны (в соответствии с постановлением регионального органа исполнительной власти). Следовательно, у налоговой инспекции не было оснований не учесть изменения, даже если на 1 января новая кадастровая стоимость еще не была рассчитана органом Росреестра.
Президиум ВАС РФ разрешил исчислять земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной не с начала года
Плательщик земельного налога не может быть поставлен в зависимость от момента внесения Росреестром сведений в государственный кадастр об изменении вида разрешенного использования земель, постановил Президиум ВАС РФ (постановление от 29.05.12 № 16485/11). Таким образом, если на 1 января календарного года есть решение об изменении разрешенного вида использования земель, плательщик вправе рассчитать земельный налог за первый квартал по новой кадастровой стоимости, не дожидаясь, пока Росреестр внесет изменения в государственный кадастр.
В рассматриваемом деле общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлениями об изменении вида разрешенного использования ряда земельных участков. В декабре 2009 года Земельная кадастровая палата приняла решение по этим заявлениям об изменении вида разрешенного использования. Управление Росреестра рассчитало новую кадастровую стоимость только в начале 2010 года, что отразило в актах за февраль и апрель 2010 года, и внесло изменения в государственный кадастр недвижимости.
Налоговая инспекция доначислила земельный налог обществу, посчитав, что оно занизило налоговую базу. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию инспекции, указав, что в соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. А так как на 1 января 2010 года кадастровая стоимость спорных земельных участков не была определена, общество не вправе было рассчитывать налог исходя из новой кадастровой стоимости.
Но Президиум ВАС РФ с таким подходом не согласился. Он подчеркнул, что вид разрешенного использования отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом, и налогоплательщик не может быть поставлен в зависимость от момента исполнения решения об изменении вида разрешенного использования и внесения в кадастр управлением Росреестра соответствующих сведений.